Датировка | [1100–1200] |
---|---|
Содержание | Подпись к изображению креста, надпись «святая София» и автограф Гречина |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
Текст 1: (Артамонов, Гиппиус 2022а)Іс҃ |im.| Хъ҃ Текст 2: свѧтаѧ Софие Текст 3: Грѣ⸗ чинъ ѱлъ |
Перевод | ‘Иисус Христос. Святая София. Гречин писал’. |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Надпись выполнена на юго-западной стороне северо-восточной колонны. Высота от пола – 156 см (Артамонов, Гиппиус 2022а) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | Палеографические особенности дают основания относить надпись к XII в. (датирующие признаки: а – Iа «островерхое»; в – IIа «перелом при мачте»; е – I «правонаклонное»; ѣ – 7 «мачта выступает над строкой» (НГБ XI: 152, 156, 162, 210). Близкое сходство в начертании букв обнаруживается с письмом на кресте Евфросинии Полоцкой 1161 г. (ср. в, е, и, н, р, ф, ч, ъ, ѣ, ѧ). (Артамонов, Гиппиус 2022а) |
Комментарий | Слово гречинъ выступает в надписи как антропоним – прозвище русского человека. Из источников XII в., к которому относится надпись, известен один носитель такого прозвища, который вполне мог бы претендовать на авторство граффито. Это знаменитый Олисей Петрович Гречин – новгородский боярин, священник и церковный художник, усадьба которого была исследована в 1970-х гг. на Троицком раскопе. Сопоставление летописных упоминаний с показаниями берестяных грамот позволяет считать его сыном боярина Петра Михалковича, в 1155 г. выдавшего дочь за новгородского князя Мстислава Юрьевича. Предполагается, что свое прозвище и профессию иконописца Олисей Петрович вынес из Византии, куда в 1162 г. направился изгнанный из Руси князем Андреем Боголюбским Мстислав Юрьевич и где его, несомненно, сопровождала жена, сестра будущего Гречина. |
Литература | Артамонов, Гиппиус 2022а: 129–131; № 6 |