Датировка | [1000–1140] |
---|---|
Содержание | Автограф и молитва Домка Безуевича |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
Текст 1: (Артамонов, Гиппиус 2022б)Дъмъко |im.| ѱ҃ Безоевич|im.|ъ грѣшънꙑ Текст 2: сватаѧ Софие помилоу мѧ |
Комментарий к прочтению | О восточнославянском происхождении надписи говорит исправление а на ѧ в слове сватаѧ, а также сохранение неконечных редуцированных в сильной (Дъмъко) и слабой (Дъмъко, грѣшъны) позициях. При этом вместо ь оба раза написан ъ (Безоевичъ, грѣшъны). Стяжение *-ъjь (грѣшъны), невыраженность конечного j (помилоу <помилоуи>) и исходная необозначенность интервокального j (сватаа) имеют, скорее всего, общую графическую природу; ср. в надписи Новгородского Софийского собора № 210: сты Михала <святыи Михаила> прости и ѿда <ѿдаи> [Медынцева 1978а:152–153]; в граффито из собора Рождества Богородицы Антониева монастыря: помил-у раба Михалу [Гиппиус, Зализняк 2004: 776–777]. В фонетическом отношении интересно написание сват-, отражающее отвердение губного в, которое, по-видимому, именно в этом корне было по диалектам проведено особенно последовательно, то есть лексикализовано. Аналогичные примеры имеются в киевских и новгородских граффити, берестяных грамотах, надписи на Суздальском змеевике [Гиппиус, Зализняк 1998: 546–547]. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Центральная часть южной галереи. Надпись выполнена на первой слева мраморной облицовочной плите (верхний ряд) восточной стены. Высота от пола – 155,2 см, от угла слева (стена под углом 90° подходит к северо-восточному пилону) – 42,8 см. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | Палеография: а – Iа; б – I1; в – IIб; г – I; д – IVа; е – II; з – IIб; и – I, II; к – Iб; л – Iа; м – Iа; н – Iв; о – I; п – I; р – II; с – I; т – 2; оу – II; ѳ – I; ч – Iа; ш – II; ъ – IIа; ы – Iб; ѣ – I; ѧ – Iа. |
Комментарий | Имя автора – Дъмъко (или Дьмъко, при допущении эффекта ъ → ь) может быть как гипокористическим производным от Димитрии, так и дохристианским именем, производным от дути, дъму ‘дуть’. Последнее кажется более вероятным, учитывая, что писец новгородской Служебной минеи 1095 г. поп Домка упоминает это имя как мирское (а мирьскы Дъмъка). Отчество автора, записанное как Безоевичъ, может быть лишь производным от дохристианского имени Безуи (‘не имеющий дяди [со стороны матери]’). В близкую нашей надписи эпоху это имя выступает в граффито № 102 из собора Святой Софии в Киеве: Ги҃ помози рабоу своемоу Безоуеви Иванѫ отроку Добрынича [Высоцкий 1976а: 25–30], и в виде производного в берестяной грамоте из Старой Руссы № 22 тьри коуне оу Безоуевее [Зализняк 2004а: 337–339]. Порядок слов, при котором имя отделяется от отчества и других относящихся к нему слов глаголом пьсалъ, обычен для эпиграфики (ср. граффито № 22 Софии Киевской: Воинегъ ѱлъ Журѧговиць полоцанинъ [Высоцкий 1966: 59], и надпись № 187 Софии Новгородской: Ст[ь]панъ ѱлъ Рожньтиць [Медынцева 1978а: 125]. |
Литература |
Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2009: 229–233
Артамонов, Зайцев 2009а: 22–24 Артамонов, Зайцев 2009б: 311–315 Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 282 Артамонов, Гиппиус 2012: 43–44 Томов 2016б: 88–89 Томов 2019: 107–108 Артамонов, Гиппиус 2022б: 104–106; № 9 |