Датировка [1300–1450]
Содержание Автограф Григория
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
+ Григореи -ь
(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Реконструкция + Григореи [д]ь(якъ) (Артамонов, Гиппиус 2022б)
Комментарий к прочтению

По мнению Т. Томова, граффито представляет собой «обычную формулу автографа – имя + “писал”», которое имеет следующее чтение: «+григ(ор)еи [ѱ]ль». «Вряд ли, – заключает исследователь, – можно предположить что-то другое, какое-то другое слово, состоящее из того же количества букв с окончанием -ль- и начальной буквой ѱ» [Томов, 2019, с. 95]. Это суждение болгарского коллеги представляется неоправданно категоричным, а вывод – поспешным. Следов «начальной буквы» надпись не обнаруживает: расстояние между и и предполагаемым л, сопоставимое с интервалами между другими буквами, не оставляет места для гипотетического ѱ; никаких надстрочных начерков (выносная буква, титло) здесь тоже нет. Предполагать, что автор опустил первую букву в ѱалъ, невозможно. И наконец, «писал» требует конечного ъ, а не ь. Сказанное позволяет заключить, что автограф Григория остался незаконченным или же окончание его оказалось затертым и не просматривается. Сохранившийся фрагмент предпоследней буквы (петля/головка) указывает на возможность

начертания д, л, м или ѧ. Первый вариант представляется наиболее вероятным: видимая часть (головка), находящаяся в верхнем уровне строки, предполагает наличие иной конфигурации линий в нижнем уровне, которая могла представлять собой платформу с ножками. По крайней мере, места для написания второй петли м, при наличии приблизительно равного межбуквенного интервала, не находится; а сочетание ѧь – невозможно. Если наше предположение верно, тогда недописанной частью граффито могло быть слово дьякъ/дьяконъ

Дьяками из числа восточнославянских посетителей собора были также авторы надписей № 4 и 7. О слове дьякъ и его соотношении с диаконъ см.: [Артамонов, Гиппиус 2021, с. 86–87]

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Перевод

‘Григорий, (дьякон?)’

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Центральная часть южной галереи.


Надпись выполнена на четвертых слева (центральных) перилах ограждения (парапета) северного контура. Расстояние от колонны слева – 37 см, от колонны справа – 205 см.

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Состояние сохранности целая (100%)
Датировка по палеографии и языку

Палеография: г – I; е – IV, 5; и – II; о – I; р – III, 12; ь – IIб. Датировка. Несмотря на ограниченное количество начерков, граффито можно отнести к XIV – первой половине XV в. Верхняя граница определяется особенностями написания е и и [Рыбаков 1964а]. Палеография остальных букв не противоречит предлагаемой датировке. Сходные начертания е, и, ь находим в записи № 218 из Софии Киевской (М(еся)цѧ декабрѧ въ 10 д(е)нь на памѧ(ть) с(вя)т(ы)хъ Мины и Гермогена пр(е)стависѧ рабъ Б(ож)ии Олеζандрос), которую издатель относит к XIV в. [Высоцкий 1976а, с. 100–101, табл. CVIII, CIX]. Лежащее е встречаем в новгородских граффити XIV–XV вв.: № 49 и 73 из церкви Спаса на Нередице и церкви Федора Стратилата на Ручью соответственно [Рождественская 1992, с. 94–95, 112–113]. Эта хронология находит подтверждение в палеографии берестяных грамот (датирующие признаки: е – «язычок

вверх»; и – «наклонная перекладина»; р – «петля во всю строку» [НГБ XI, с. 163, 171, 185].

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Комментарий

Восточнославянское или, точнее, великорусское происхождение писавшего выдает прояснение напряженного редуцированного ь в е в исходе имени Григореи.

Литература Томов 2016б: 76–77
Томов 2019: 94–95
Артамонов, Гиппиус 2022б: 108–109; № 11