Датировка | [1300–1450] |
---|---|
Содержание | Автограф Григория |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
+ Григореи -ь (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Реконструкция | + Григореи [д]ь(якъ) (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Комментарий к прочтению | По мнению Т. Томова, граффито представляет собой «обычную формулу автографа – имя + “писал”», которое имеет следующее чтение: «+григ(ор)еи [ѱ]ль». «Вряд ли, – заключает исследователь, – можно предположить что-то другое, какое-то другое слово, состоящее из того же количества букв с окончанием -ль- и начальной буквой ѱ» [Томов, 2019, с. 95]. Это суждение болгарского коллеги представляется неоправданно категоричным, а вывод – поспешным. Следов «начальной буквы» надпись не обнаруживает: расстояние между и и предполагаемым л, сопоставимое с интервалами между другими буквами, не оставляет места для гипотетического ѱ; никаких надстрочных начерков (выносная буква, титло) здесь тоже нет. Предполагать, что автор опустил первую букву в ѱалъ, невозможно. И наконец, «писал» требует конечного ъ, а не ь. Сказанное позволяет заключить, что автограф Григория остался незаконченным или же окончание его оказалось затертым и не просматривается. Сохранившийся фрагмент предпоследней буквы (петля/головка) указывает на возможность |
Перевод | ‘Григорий, (дьякон?)’ |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Центральная часть южной галереи. Надпись выполнена на четвертых слева (центральных) перилах ограждения (парапета) северного контура. Расстояние от колонны слева – 37 см, от колонны справа – 205 см. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | Палеография: г – I; е – IV, 5; и – II; о – I; р – III, 12; ь – IIб. Датировка. Несмотря на ограниченное количество начерков, граффито можно отнести к XIV – первой половине XV в. Верхняя граница определяется особенностями написания е и и [Рыбаков 1964а]. Палеография остальных букв не противоречит предлагаемой датировке. Сходные начертания е, и, ь находим в записи № 218 из Софии Киевской (М(еся)цѧ декабрѧ въ 10 д(е)нь на памѧ(ть) с(вя)т(ы)хъ Мины и Гермогена пр(е)стависѧ рабъ Б(ож)ии Олеζандрос), которую издатель относит к XIV в. [Высоцкий 1976а, с. 100–101, табл. CVIII, CIX]. Лежащее е встречаем в новгородских граффити XIV–XV вв.: № 49 и 73 из церкви Спаса на Нередице и церкви Федора Стратилата на Ручью соответственно [Рождественская 1992, с. 94–95, 112–113]. Эта хронология находит подтверждение в палеографии берестяных грамот (датирующие признаки: е – «язычок |
Комментарий | Восточнославянское или, точнее, великорусское происхождение писавшего выдает прояснение напряженного редуцированного ь в е в исходе имени Григореи. |
Литература |
Томов 2016б: 76–77
Томов 2019: 94–95 Артамонов, Гиппиус 2022б: 108–109; № 11 |