Датировка | 1410–1412 |
---|---|
Содержание | Надпись о создании возду́ха Огрофеной, женой Константина, для церкви Рождества Богородицы |
Носитель | «Суздальский возду́х» |
Категория носителя | воздух |
Место находки | Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) |
Текст см. Условные обозначения |
в лѣт · ҂ѕ · ѧ · · при кнꙗженьи · великого кнꙗзꙗ · Васильѧ · Дмитриѥвича · всиꙗ Рус҇ · при архиѥпп҃ѣ · при Фоти · митрополитѣ · всиꙗ Русї · і при пс҇пѣ · Митрофанѣ . созданъ бъстъ вздухъ сии · рабою бжьею Костꙗнтиновою · Ѡгрофѣною · аже пречистѣи · Мтри Божїи · и честнаго ѥꙗ рождества · да боудеть · на неи · а кончанъ бꙑсть · мца іоунꙗ въ ·в҃· на памть с⃝ ѡ҃ца Никифора + |
Комментарий к прочтению | По (Щепкин 1894, 36) |
Перевод | ‘В 69.. году при княжении великого князя Василия Дмитриевича всея Руси, при архиепископе при Фотии, митрополите всея Руси, и при епископе Митрофане создан был этот воздух рабой Божией Огрофеной, женой Константина, а именно – [для церкви] пречистой Матери Божией и честного ее Рождества, чтобы был там. А окончен был второго июня, на память святого отца Никифора’. |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | другое |
Расположение на носителе | по периметру вокруг изображения Евхаристии |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Обоснование датировки | Десятки и единицы даты в летописи на «возду́хе» не дописаны. Широкие рамки датировки – 1410–1425 – определяются упоминанием в надписи трех исторических лиц: великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425), митрополита Фотия (1408–1431, прибыл в Москву в 1410) и епископа Владимиро-Суздальского Митрофана (1406–1416 (последнее упоминание в летописи)). В. Н. Щепкин указывал, что место, оставленное в дате для десятков и единиц, могло предназначаться только для дат на рубеже десятков от сотворения мира, и предлагал две возможные датировки: 1410–1413 и 1421–1423, считая при этом вторую менее вероятной, «т. к. епископ Митрофан в эти годы б. м. уже не существовал» (Щепкин 1894, 38). А. А. Турилов соглашается с первой датировкой и сужает ее до 1410–1412, указывая, что именование митрополита Фотия архиепископом было возможно только в короткий период сразу по его прибытии в Москву (Турилов 2012, 204). |
Литература |
Тихонравов 1859: 212–214
Щепкин 1894: 36–40 Орлов 1952: 125–126; № 206 Николаева 1971: 34–35; № 5 Средневековое лицевое шитьё 1991: 13, 54–56; № 13 ГИМ 2006: 391; № 3 Турилов 2012: 201–205 |