| Датировка | [1160-1220] |
|---|---|
| Содержание | Поминальная надпись о смерти Варвары с упоминанием особых заслуг усопшей |
| Носитель | Стены переславского Спасо-Преображенского собора |
| Категория носителя | стена церкви |
| Место находки | Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) |
| Текст см. Условные обозначения |
мс҇цѧ [ма]и[ѧ] вътър[ꙑ]⸗ (Гиппиус, Михеев 2021а)ı на д[е]сѧт[е] дн҇[ь] прест(а)⸗ висѧ Варвара много вдовиць къ [црь]к[ви] приоучивши мистꙑ⸗ нѣю |
| Перевод | ‘12 мая преставилась Варвара, милостыней приучившая к [посещению] церкви много вдов’ (Гиппиус, Михеев 2021а) |
| Фотографии | |
| Прориси | |
| Алфавит | кириллица |
| Материалы | известняк |
| Способ нанесения | граффито |
| Расположение на носителе | Надпись находится на лопатке к югу от западного портала, у правого края лопатки и в 130 см выше цоколя. (Гиппиус, Михеев 2021а) |
| Состояние сохранности | целая (100%) |
| Датировка по палеографии и языку | 1160-1220 (Гиппиус, Михеев 2021а) |
| Комментарий | Особенностью надписи, выделяющей ее на фоне обычных для своего времени поминальных граффити, является упоминание особых заслуг усопшей. Варвара, по всей вероятности – боярская вдова, оставила по себе память щедрым попечением о вдовах. Сама по себе такая благотворительность не представляет собой ничего экстраординарного: забота о вдовах – одна из главных форм церковного милосердия, а заповедь о ней – общее место христианской гомилетики. Замечательно, однако, упоминание эффекта от этой деятельности. «Приучить» к Церкви можно лишь того, кто от нее отошел, утратив с ней связь. В этих словах граффито нельзя не увидеть отражение реального состояния женской религиозности в, казалось бы, давно уже крещеном обществе Северо-Восточной Руси. |
| Литература |
Гиппиус, Михеев 2020а: 67, прим. 3
Гиппиус, Михеев 2021а: 206–207; № 4 |