Датировка 1045–1109
Содержание Надпись с литургическими возгласами
Носитель Первоначальная штукатурка новгородского Софийского Собора
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии (Великий Новгород)
Текст
см. Условные обозначения
въньмѣ : по[п҇] миръ вьсѣм ¦ ди[а]к҇ моудрост
моудро
с : въ{ь}нь[м]ѣм
моудро
с прости
(София Новгородская)
Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Юго-восточный подкупольный столб, восточная лопатка, восточная грань (выходит в проход между дьяконником и центральной апсидой). 43 см от левого края, 24 см ниже современного пола. 43 см от левого края, 24 см ниже современного пола.

(София Новгородская)
Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Комментарий

Слово по[п҄] вписано над словом миръ в 1-ой строке: таким образом последняя буква [п҄] оказалась надстрочной вдвойне. Лигатуры: ми (1-ая строка), ти (3-я строка). 2-ая и 3-я строки приписаны справа под словом моудрост 1-ой строки. Пунктуационный знак в виде вертикальной черты (1-ая строка). Описки и исправления: Буква ъ в слове въьнь[м]ѣм во 2-ой строке вставлена после написания букв вь (лишний ь не зачеркнут). Данная ошибка была вызвана предвосхищением. Записана последовательность возгласов при чтении Апостола и Евангелия на литургии Иоанна Златоуста: «Въньмѣмъ», «Миръ вьсѣмъ», «Мудрость» (в первой строке); «Мудрость», «Въньмѣмъ» (во второй строке); «Мудрость, прóсти» (в третьей строке). Возгласы «Миръ вьсѣмъ» и «Мудрость, прóсти» принадлежат священнику, остальные – дьякону. Первый возглас священника помечен надписанным над строкой словом попъ. Идентичная последовательность возгласов оформляет чтение ветхозаветных паремий на литургии Преждеосвященных даров. По сравнению с текстами обеих литургий в современном Служебнике в надписи не хватает еще одного возгласа «(Прѣ)мудрость» перед заключительным «(Прѣ)мудрость, прости».

Литература Гиппиус, Михеев 2013б: 159
София Новгородская