Датировка | [1350–1450] |
---|---|
Содержание | Молитва о дьяке Остафии с пожеланием крепости руки |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
Ги҃ помози дь--- (Артамонов, Гиппиус 2022а)Ѡстафью рабу сво(є)му дабꙑ єму рука крѣпка |
Перевод | ‘Господи, помоги дьяку Остафию, рабу своему. Пусть рука его будет крепка’. |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Южная галерея; восточная часть; восточная сторона пятой слева (второй справа) колонна экседры; высота от базы колонны – 78 см. |
Состояние сохранности | с небольшими утратами (>85%) |
Датировка по палеографии и языку | «Палеографические особенности надписи позволяют относить ее к середине XIV – первой половине XV в. Об этом говорят начертания е, и, р, ѣ [Рыбаков]. Граффито имеет близкое сходство с надписью № 73 (ср.: а, е, и, р, ь) из церкви Св. Федора Стратилата на Ручью, которую издатель относит к XV в. [Рождественская, с. 112–113]. Палеография берестяных грамот позволяет скорректировать указанный период в пользу конца XIV – первой половины XV в. (датирующие признаки: б – 4 «высокая петля»; е – III, 5 «левонаклонное, язычок вверх»; и – III «диагональ»; р – IVб «петля c изломом углом вниз, прямолинейное» [Зализняк, 2000, с.155, 163, 171, 183]). За исключением в («перелом не касается мачты») начертания остальных букв не противоречат указанной хронологии. Возможно, в момент выполнения граффито верхняя косая в подходила к мачте, но впоследствии эта часть слабо прочерченного штриха затерлась. Впрочем, аналогичное написание в мы находим в упомянутом выше граффито № 73». |
Комментарий | «Молитва Остафия состоит из двух частей: общего обращения к Господу и уточняющего его пожелания крепости руки. Первая выполнена не совсем традиционным образом: имя автора предшествует словам рабу своему, а не стоит после, как это обычно делалось. Причина в том, что после ги҃ помози писавший поместил слово, определявшее его социальный статус или род деятельности. В настоящий момент от него сохранились только две первые буквы – д и ь. Можно предположить, что это начальные буквы слова дьякъ. По всей вероятности, Остафий был секретарем при каком-то должностном лице, который оказался в византийской столице по долгу службы. <...> Прошение Остафия можно связывать с его профессиональной деятельностью писца, повседневный труд которого требовал не только усердия и внимания, но и твердости руки. В пользу этого говорят яркие параллели, которые наша надпись находит среди записей писцов конца XIV – начала XVI в. на полях древнерусских рукописных книг. Например: «Ги҃ помози рабу своему, даi Богъ єму гораздо писати, рука бы єму крѣпъка» (ОР РГБ. Ф. 304/I (Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 7)». Артамонов, Гиппиус 2022а, 127 |
Литература |
Артамонов, Гиппиус 2021: 79–94
Артамонов, Гиппиус 2022а: 125–127; № 4 |