Датировка [1350–1450]
Содержание Молитва о дьяке Остафии с пожеланием крепости руки
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
Ги҃ помози дь---
Ѡстафью рабу
сво(є)му
дабꙑ єму
рука крѣпка
(Артамонов, Гиппиус 2022а)
Перевод

‘Господи, помоги дьяку Остафию, рабу своему. Пусть рука его будет крепка’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Южная галерея; восточная часть; восточная сторона пятой слева (второй справа) колонна экседры; высота от базы колонны – 78 см.

Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Датировка по палеографии и языку

«Палеографические особенности надписи позволяют относить ее к середине XIV – первой половине XV в. Об этом говорят начертания е, и, р, ѣ [Рыбаков]. Граффито имеет близкое сходство с надписью № 73 (ср.: а, е, и, р, ь) из церкви Св. Федора Стратилата на Ручью, которую издатель относит к XV в. [Рождественская, с. 112–113]. Палеография берестяных грамот позволяет скорректировать указанный период в пользу конца XIV – первой половины XV в. (датирующие признаки: б – 4 «высокая петля»; е – III, 5 «левонаклонное, язычок вверх»; и – III «диагональ»; р – IVб «петля c изломом углом вниз, прямолинейное» [Зализняк, 2000, с.155, 163, 171, 183]). За исключением в («перелом не касается мачты») начертания остальных букв не противоречат указанной хронологии. Возможно, в момент выполнения граффито верхняя косая в подходила к мачте, но впоследствии эта часть слабо прочерченного штриха затерлась. Впрочем, аналогичное написание в мы находим в упомянутом выше граффито № 73».

Комментарий

«Молитва Остафия состоит из двух частей: общего обращения к Господу и уточняющего его пожелания крепости руки. Первая выполнена не совсем традиционным образом: имя автора предшествует словам рабу своему, а не стоит после, как это обычно делалось. Причина в том, что после ги҃ помози писавший поместил слово, определявшее его социальный статус или род деятельности. В настоящий момент от него сохранились только две первые буквы – д и ь. Можно предположить, что это начальные буквы слова дьякъ. По всей вероятности, Остафий был секретарем при каком-то должностном лице, который оказался в византийской столице по долгу службы. <...> Прошение Остафия можно связывать с его профессиональной деятельностью писца, повседневный труд которого требовал не только усердия и внимания, но и твердости руки. В пользу этого говорят яркие параллели, которые наша надпись находит среди записей писцов конца XIV – начала XVI в. на полях древнерусских рукописных книг. Например: «Ги҃ помози рабу своему, даi Богъ єму гораздо писати, рука бы єму крѣпъка» (ОР РГБ. Ф. 304/I (Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 7)». Артамонов, Гиппиус 2022а, 127

Литература Артамонов, Гиппиус 2021: 79–94
Артамонов, Гиппиус 2022а: 125–127; № 4