Датировка | 1410–1412 |
---|---|
Содержание | Евхаристическая надпись (Мф. 26:26) и подписи к фигурам Христа и архангелов |
Носитель | «Суздальский возду́х» |
Категория носителя | воздух |
Место находки | Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) |
Текст см. Условные обозначения |
Текст 1: пріимете ꙗдите се ѥс҇ тѣло мое ломимое за вы Текст 2: піите ѿ неꙗ вси се ѥс҇ кровь моꙗ новагѡ завѣта проливаѥ Текст 3: Іс҇с Хс҇с Текст 4: Іс҇с Хс҇с Текст 5: о арх҇ Мих҇ Текст 6: о арх҇ Гавріил |
Комментарий к прочтению | По (Николаева 1971, 34) Поправки: |
Перевод | ‘Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, преломляемое за вас... |
Фотографии | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | другое |
Расположение на носителе | в сцене Евхаристии |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Обоснование датировки | Десятки и единицы даты в летописи на «возду́хе» не дописаны. Широкие рамки датировки – 1410–1425 – определяются упоминанием в надписи трех исторических лиц: великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425), митрополита Фотия (1408–1431, прибыл в Москву в 1410) и епископа Владимиро-Суздальского Митрофана (1406–1416 (последнее упоминание в летописи)). В. Н. Щепкин указывал, что место, оставленное в дате для десятков и единиц, могло предназначаться только для дат на рубеже десятков от сотворения мира, и предлагал две возможные датировки: 1410–1413 и 1421–1423, считая при этом вторую менее вероятной, «т. к. епископ Митрофан в эти годы б. м. уже не существовал» (Щепкин 1894, 38). А. А. Турилов соглашается с первой датировкой и сужает ее до 1410–1412, указывая, что именование митрополита Фотия архиепископом было возможно только в короткий период сразу по его прибытии в Москву (Турилов 2012, 204). |
Литература |
Щепкин 1894: 36–40
Николаева 1971: 34–35; № 5 Средневековое лицевое шитьё 1991: 13, 54–56; № 13 Турилов 2012: 201 |