Датировка 1410–1412
Содержание Евхаристическая надпись (Мф. 26:26) и подписи к фигурам Христа и архангелов
Носитель «Суздальский возду́х»
Категория носителя воздух
Место находки Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Текст
см. Условные обозначения
Текст 1:
пріимете ꙗдите се ѥ
с҇
тѣло мое ло
мимое за вы

Текст 2:
піите ѿ неꙗ вси се ѥ
с҇ кровь
моꙗ нов
агѡ завѣта проливаѥ

Текст 3:
І
с҇с Хс҇с

Текст 4:
І
с҇с Хс҇с

Текст 5:
о
арх҇ Мих҇

Текст 6:
о
арх҇ Гавріил
Комментарий к прочтению

По (Николаева 1971, 34)



Поправки:

ие во всех случаях заменено на ѥ

выносная буква в слове Христос заменена с р на с

Перевод

‘Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, преломляемое за вас...

Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, проливаемая...

Иисус Христос

Архангел Михаил

Архангел Гавриил’

Фотографии
Алфавит кириллица
Способ нанесения другое
Расположение на носителе

в сцене Евхаристии

Состояние сохранности целая (100%)
Обоснование датировки

Десятки и единицы даты в летописи на «возду́хе» не дописаны. Широкие рамки датировки – 1410–1425 – определяются упоминанием в надписи трех исторических лиц: великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425), митрополита Фотия (1408–1431, прибыл в Москву в 1410) и епископа Владимиро-Суздальского Митрофана (1406–1416 (последнее упоминание в летописи)). В. Н. Щепкин указывал, что место, оставленное в дате для десятков и единиц, могло предназначаться только для дат на рубеже десятков от сотворения мира, и предлагал две возможные датировки: 1410–1413 и 1421–1423, считая при этом вторую менее вероятной, «т. к. епископ Митрофан в эти годы б. м. уже не существовал» (Щепкин 1894, 38). А. А. Турилов соглашается с первой датировкой и сужает ее до 1410–1412, указывая, что именование митрополита Фотия архиепископом было возможно только в короткий период сразу по его прибытии в Москву (Турилов 2012, 204).

Литература Щепкин 1894: 36–40
Николаева 1971: 34–35; № 5
Средневековое лицевое шитьё 1991: 13, 54–56; № 13
Турилов 2012: 201